Как правильно рассчитать текучесть персонала?
К спискуВопрос о том, как правильно рассчитать текучесть персонала, периодически возникает не только у операционных руководителей, но и у топ-менеджеров контакт-центров. Дело в том, что в вопросах, связанных с текучестью, существует определенная путаница, например, иногда не различают текучесть и отток, поэтому одним термином обозначают разные предметы обсуждения. Эта статья поможет вам “определиться с определениями”.
Итак, первое, что необходимо знать. Текучесть характеризует движение персонала в организации и из нее. Например, сотрудник может покинуть какое-то подразделение не только в результате увольнения, но и при переводе в другой отдел (такую текучесть называют горизонтальной) или в случае повышения в должности (вертикальная текучесть). В терминах кадрового делопроизводства понятию текучести соответствует коэффициент общего оборота рабочей силы (КООРС). Правильный западный синоним – “Turnover”.
Для простоты временно представим, что в рассматриваемом периоде времени горизонтальных и вертикальных перемещений в компании нет, тогда:
Отток характеризует процесс покидания сотрудниками компании или отдела. Этому термину соответствует коэффициент оборота рабочей силы по выбытию (КОРСВ). Правильный западный синоним – “Attrition”.
Таким образом, текучесть отличается от оттока тем, что формула оттока учитывает только уволенных сотрудников, а формула текучести – еще и принятых.
В общем случае расчет среднесписочной численности (CCЧ) выполняется по формуле:
Или, если упростить:
Где Ч1, Ч2, Ч3, … , ЧN-1, ЧN – численность персонала на 1-ое число 1, 2, 3, … , N-1 и N месяца в отчетном периоде соответственно.
N – количество месяцев в отчетном периоде.
Важные замечания:
1. Иногда N в знаменателе принимают всегда равным 12, а числитель рассчитывают для определенного числа месяцев, как в примере выше (то есть нормируют среднесписочную численность на год). Числитель формул текучести и оттока в любом случае должны рассчитываться для того же периода, что и числитель среднесписочной численности (в примере выше – 3 месяца). Нормирование по 12 месяцев не очень удобно. Наиболее корректный вариант расчета – учитывающий N, равное фактическому числу месяцев отчетном периоде, а не равный 12. В любом случае, анализируя отчетность необходимо убедиться в том, что формула, по которой проводился расчет, известна, также как и число месяцев в отчетном периоде.
2. Можно сделать расчет среднесписочной численности более точным, беря в числителе данные на каждый день. Например, если мы хотим посчитать среднесписочную численность за 1 месяц, а в месяце 30 дней:
Где ЧД1, ЧД2, ЧД3, … , Ч29, Ч30 — численность персонала на начало 1,2,3,…29 и 30 дня месяца.
Так иногда поступают, но существенной практической потребности в таком расчете обычно нет.
3. Понятие “среднесписочная численность” практически каждый год переопределяется приказами Росстата, которые определяют, каких сотрудников туда включать, а каких — нет (например, вышедших в декрет). Поэтому при расчете среднесписочной численности в соответствии с требованиями законодательства результаты расчета для разных лет могут различаться, даже если фактическая численность персонала не изменялась.
4. Авторитетные западные источники “расходятся” между собой. Определение текучести из брошюры ICMI’s Guide To Contact Center Metrics 1st Edition учитывает только ушедших операторов:
5. Стандарт COPC CХ 6.0 CSP/OSP требует учитывать замещения вакансий после ухода сотрудников, причем указывает на то, что расчет не следует вести в FTE (что логично):
6. Поэтому, раз уж мы живем в России, предлагается использовать правильные формулы и терминологию.При этом все время следует помнить, что если мы говорим о текучести и оттоке, то в каждом случае должны знать, какая формула была использована для расчета.
Автор Дмитрий Галкин, независимый консультант по вопросам управления контакт-центрами.